Никакой магии, только эффективная работа над сайтом!
SEO-эксперимент: влияют ли отзывы в картах на результаты продвижения сайта?
Продвижение любого бизнеса в интернете довольно простое... на словах. Дайте сайту потенциальных покупателей, и всё будет замечательно. Но при этом стоит учитывать многие факторы: готовность сайта к большой нагрузке посетителей, его удобство, то, как он выглядит для поисковых систем, и по каким фразам его ищут.
Кроме контекстной рекламы в виде баннеров и отдельных блоков ссылок в выдаче, есть ещё и органический трафик – собственно, это все люди, которые хотят решить свою проблему и переходят из поисковой системы непосредственно на сайт. Давайте посмотрим, какие у нас есть возможности получить трафик на сайт с поисковой системы:
Как видим, с Букингом побороться трудно. Но тоже возможно ;-)
Как с помощью отзывов продвигать сайт? Эксперимент по картам поисковых систем
Карты – инструмент локального поиска, а значит, они могут помочь и в локальном продвижении сайта. Так с их помощью пользователи с легкостью могут найти нужный магазин, отель, салон, клинику, как в собственном городе, его районе, так и в другом. Если пришлось ехать в другой город, то быстрее всего найти достопримечательность, ресторан или отель с помощью карт.
Когда карточка компании выдается по запросу в картах, пользователь видит фотографии товаров или услуг, адрес, контактный телефон и другую информацию, которая необходима для удовлетворения его интента.
Дополнительным плюсом поиска нужной компании на картах является возможность почитать отзывы и оставить собственную оценку деятельности. Так для компаний важно иметь:
- среднюю оценку на картах 4,0 и выше;
- большинство отзывов – с положительной оценкой деятельности компании или нейтральные.
Важно: при получении отрицательных отзывов и плохих оценок необходимо работать с негативом, а не пытаться просто удалить их. Это выглядит не просто естественно, но и является дополнительным фактором доверия. Наличие в карточке только хороших отзывов вызывает сомнения в их достоверности.
Представьте, что у вас на отдыхе разболелся зуб, и вам срочно нужно посетить врача. Как его найти? Спросим у Google, где в Одессе хороший стоматолог.
Согласитесь, такая картина не внушает доверия. Давайте посмотрим, какие еще варианты есть:
Второй пример создает приятное впечатление. У клиники:
- высокая оценка;
- хорошие отзывы;
- есть фото кабинетов;
- даже есть примеры работ.
Осмелюсь предположить, что у этой клиники нет проблем с пациентами, и многие из них обслуживаются на постоянной основе. Мечта любого бизнеса :-)
В чем суть нашего SEO-эксперимента?
Проведенный нами эксперимент заключался в том, чтобы отследить влияние отзывов на карточках в картах поисковых систем (ПС), причем как на саму карточку, так и на сайт компании в целом.
- Гипотезы эксперимента:
- карточка компании с хорошими отзывами имеет выше позиции в поиске на картах;
- наличие поисковых запросов в отзывах благоприятно влияет на повышение позиций карточки организации в поиске на картах;
- более высокие позиции карточки в картах являются дополнительным фактором повышения позиций непосредственно сайта в органике.
- Цель: определить степень влияние отзывов, как фактора ранжирования в картах поисковых систем.
- Задачи:
- увеличить количество отзывов на картах;
- отслеживать динамику позиций карточки в поиске на картах ПС по конкретному поисковому запросу;
- отслеживать динамику позиций сайта в органической выдаче по конкретному поисковому запросу;
- отслеживать динамику изменений посещаемости карточки организации через карты и поиск.
SEO-эксперимент проводился на картах в Google и Яндексе. Для работы были выбраны по два типа компаний: отель и услуги.
Но тут у нас возник вопрос: как получать регулярные отзывы, которые бы соответствовали требованиям наших гипотез? Эту задачу мы решали с помощью бирж копирайтинга. Из всех доступных вариантов мы остановили свой выбор на Advego.ru и Qcomment.ru. Сразу оговорюсь, учитывая особенности работы алгоритмов модерации отзывов на Яндекс.Картах – их стоимость была в два раза выше, почему? Расскажем ниже.
Для отслеживания результатов определили такие контрольные данные:
- количество отзывов и оценок;
- общая оценка;
- позиция карточки организации на картах по интересующему поисковому запросу;
- позиция сайта в органической выдаче по тому же ключу;
- динамика изменений видимости карточки в поиске;
- данные посещаемости сайта с карт (соответственно, смотрели это через статистику Яндекс.Метрики и Google My Business).
Работа с отзывами на Google-картах
Для эксперимента с Google-картами мы взяли сайты одесского отеля и стоматологии. Контрольные данные для сайтов на старте, которые участвовали в эксперименте, приведены ниже:
Таблица со сводными данными
Тематика сайта | Количество отзывов (05.08.2019) | Количество оценок (05.08.2019) | Средняя оценка (05.08.2019) | Визиты/посетители с карт (данные от 05.08.2019) | Позиция сайта в органической выдаче (05.08.2019) | Позиция карточки сайта в картах (05.08.2019) | ||
Неделя | Месяц | Квартал | ||||||
Отель в Одессе | 53 | 53 | 4.7 | 17 | 32 | 79 | 42 | 143 |
Стоматология | 71 | 71 | 4.1 | 46 | 192 | 605 | 3 (не главная) | 11 |
Из приятного, на наш взгляд: в последний год Google неоднократно акцентировал внимание на том, что все сайты YMYL-тематики (медицина, право и др.) будут проверяться тщательнее, что информация должна быть не просто по теме, а максимально экспертная. На фоне этого при оформлении заказов отзывов для различных клиник и медцентров функционалом бирж предусмотрена рекомендация – руководствоваться собственным опытом. Это стоило учитывать при составлении задания для бирж.
Так, как у нас была задача не просто написать энное количество отзывов, а быть полезными проекту, то для эксперимента были отобраны проекты, по которым сотрудники нашей компании имели опыт взаимодействия в качестве обычного пользователя. Это дало возможность писать максимально полезные и дельные отзывы и быть справедливыми в оценках, пусть и субъективно.
SEO-эксперимент по отзывам на Google-картах длился на протяжении 4-х месяцев. За это время по карточкам экспериментальных проектов общее количество отзывов имело такие результаты:
- отель получил прирост в 51 отзыв;
- стоматология – 19.
Параллельно отзывы оставляли и наши сотрудники, и другие посетители отеля и стоматологии.
Справедливости ради стоит отметить, что параллельно с экспериментом по каждому проекту также проводились регулярные работы по продвижению. Каждые две-три недели мы делали срезы по контрольным данным, и вот какую динамику по визитам на сайт наблюдали на протяжении всего периода эксперимента:
Видим, что за время проведения эксперимента у сайта поднялось среднее количество посетителей, но есть отличия по тематикам, связаны с сезонностью бизнеса. Так, если говорить про отель в курортном городе, с октября пошел спад трафика, так как все меньше людей едет на отдых. По стоматологии – зависимость связана с праздниками.
Изменения в трафике, хоть и незначительные, мы отслеживали практически с самого начала эксперимента. Убедиться в этом можно на рисунке ниже:
Интересными данными являются также динамика позиций. Изменения за весь период по обоим проектам показаны на скриншоте ниже:
В цифровых значениях:
- стоматология: с 3 позиции – на 2;
- отель: с 42 позиции – на 18.
Сайт стоматологии изначально высоко ранжировался, и за период эксперимента значение увеличилось буквально на одну позицию, в то время как по отелю ситуация куда привлекательней.
Хотя говорить, что тут влияние только отзывов, будет неправильно. Работы по развитию и оптимизации проекта дали свои результаты.
Неравномерный рост показателей происходит из-за того, что поисковые системы регулярно обновляют алгоритмы своей работы, что так или иначе сказывается на сайтах, плюс конкуренты тоже не стоят на месте.
Работа с отзывами на Яндекс.Картах
Как и по чистому SEO, интересно сравнивать Яндекс с Google – что работает, как работает, на что влияет, какие особенности. Потому мы параллельно проводили работы в обоих ПС.
Для эксперимента с Яндекс.Картами мы взяли пансионат и сайт юридической компании.
Таблица 2. Вводные данные для работы с отзывами на Яндекс.Картах
Тематика сайта | Количество отзывов (05.08.2019) | Количество оценок (05.08.2019) | Средняя оценка (05.08.2019) | Визиты/посетители с карт (данные от 05.08.2019) | Позиция сайта в органической выдаче (05.08.2019) | Позиция карточки сайта в картах (05.08.2019) | |||
Неделя | Месяц | Квартал | Год | ||||||
Пансионат у моря | 51 | 125 | 4,4 | 9 | 248 | 164 | 57 | 60 | 48 |
Юридическая помощь | нет | нет | нет | 0 | 0 | 1 | 4 | 2 | 27 |
Подходы в размещении отзывов, в требованиях к ним были аналогичные с Google, но тут есть свои нюансы, если не сказать проблемы.
Проблема с отзывами на Яндекс.Картах – сложная модерация отзывов. Правила, по которым следует оставлять отзыв на картах, довольно прозрачные. Но даже с учётом всех нюансов любой отзыв может не пройти модерацию, даже реальный, вне зависимости от того, какой у аккаунта был уровень экспертности. Дополнительная сложность состоит в том, что Яндекс может фиксировать гео аккаунта на протяжении его существования и использовать эти данные для модерации отзывов. Если, согласно Яндексу, пользователь никогда не был в том регионе, в котором находится отель (или любая другая компания), то отзыв может считаться неправдоподобным.
Именно эти сложности послужили причиной остановить эксперимент с картами Яндекса. А также причиной более высокой стоимости отзывов, о которой я упоминала выше. Но даже за это время нам удалось получить некоторые результаты.
Начнем с трафика. Ниже представлена диаграмма по трафику на сайт с карточек в картах:
Без сезонности и тут не обошлось, как видим по данным трафика на сайт пансионата.
А вот кривая по данным сайта юридических услуг выглядит интереснее: при отсутствии отзывов переходов с карточки не было вообще, после добавления даже небольшого количества отзывов – появились переходы.
Для объективного анализа полученных данных посмотрим, какой была посещаемость у пансионата за тот же период в прошлом году:
По сравнению с тем же периодом за прошлый год визитов стало больше, а спад посещаемости с октября легко объяснить сезонностью.
Следующие, не менее важные данные, –- динамика изменений позиций карточек на картах. Вот что мы получили:
Если коротко подытожить:
- Пансионат: позиция выросла с 48 на 25;
- Юридическая компания: с 27 позиции – на 3.
А вот какие результаты по изменению позиций уже сайта в органической выдаче в период проведения эксперимента по отслеживаемому запросу:
Итого:
- Пансионат: с 88 позиции поднялся на 63;
- Юридическая компания: со 2 позиции – на 1.
Какие результаты показал эксперимент?
Отзывы играют важную роль в продвижении бизнеса в сети Интернет. Отдельное направление –– отзывы на картах. Результаты нашего эксперимента показали:
- если у сайта много положительных отзывов, то обе ПС – и Google, и Яндекс – ранжируют карточки организаций выше в поиске на картах;
- достаточное количество отзывов для высоких позиций в разных нишах, разных ПС отличается, причем существенно (в одних достаточно 5-7 отзывов для первой позиции, в других - нужны сотни, тысячи отзывов);
- повышение средней оценки и количества положительных отзывов улучшает позиции карточки, а это, в свою очередь, способствует росту трафика на сайт с карт;
- работа с отзывами –– реальными или покупными –– должна быть регулярной, ведь, как только работа прекращается, позиции карточки начинают снижаться, так как конкуренты (особенно ярко это выражено в нише отелей) не сидят ни дня без дела.
При этом мы не готовы говорить, что улучшение позиций карточки влияет на повышения рейтинга сайта в органической выдаче, так как параллельно проводились работы и с картами, и по seo для сайтов. С уверенностью можно сказать только, что работать нужно с разными каналами одновременно. Синергия разных каналов дает лучшие результаты, чем точечная работа только над одним каналом.
В целом отзывы хороши для любого типа бизнеса: если позитивные отзывы повышают репутацию бизнеса, то отрицательные отзывы дают понять, в каких областях взаимодействия с заказчиком можно что-то улучшить.
Мы заботимся о повышении ваших продаж :)